Венеция: собор Сан-Марко описание и часы работы

Изначально собор был частной капеллой дожей, правителей Венеции. Они могли попадать сюда прямо из дворца, который примыкает к храму. Здесь в трансепте, в центре стены, располагается дверь, ведущая в коридор, соединенный с дворцом. Справа от двери находится вход в сокровищницу храма. В течение веков здесь аккумулировались бесценные богатства. Самые значительные произведения искусства попали в Венецию во времена крестовых походов.

Содержание:

Сокровищница Венецианской республики

Тогда для наблюдения за строительством и украшением собора назначили специальных Хранителей Святого Марка или Прокураторов. Они несли на себе все бремя ответственности за собор. Эта должность стала одной из самых почетных и значимых в Венецианской республике. Во-первых, она была пожизненной, во-вторых, из числа двенадцати прокураторов избирался и сам дож. Прокураторы следили за расходованием казны, вели учет поступавших ценностей, часть из которых сейчас доступны для обозрения.

В сокровищнице представлены замечательные образцы изделий из драгоценных металлов и камней, картины, предметы религиозного культа и разнообразные дары, поднесенные собору. Часть коллекции была утрачена после падения Венецианской республики в 1797 году и последующего разграбления собора.

В начале XIX века пришлось также продать жемчуга и драгоценности, чтобы собрать средства на реставрацию храма. Но и сегодня почти триста предметов сокровищницы представляют огромную историческую и художественную ценность. Однако, возможно, самой большой ювелирной ценностью Святого Марка является алтарный образ собора. Пала д’Оро, золотой алтарь. Вход в алтарную зону платный.

Собор открыт для туристов с ноября по апрель в будни с 9.30 до 17.00,  воскресенье с 14.00 до 16.00.

Пала д’Оро, золотой алтарь

Развернутый лицевой стороной к апсиде храма, скрытый от посторонних глаз, настоящий шедевр золотых дел мастеров Византии и Венеции. Позолоченный алтарь, сокровище храма, еще совсем недавно его открывали лишь по большим праздникам и торжествам. В остальное время Пала д’Оро был скрыт от прихожан.

Всего в алтаре более 240 эмалевых миниатюр, украшенных позолотой и драгоценными камнями. Эмали верхней части, были доставлены в церковь в 1204 году. Как и большинство сокровищ храма, они были взяты в качестве трофеев во время Крестового похода.

Эмали в верхнем ряду, это изображения церковных праздников «Вход Господень в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие Христово», «Вознесение Христово», «Сошествие Святого Духа» и «Успение Богородицы».

Центральная часть была изготовлена в XIII веке византийскими художниками. В центре алтаря восседает Христос Вседержитель, как Царь и Судья Небесный. Вокруг Него находятся четыре Евангелиста, а чуть ниже Богоматерь Молящаяся с раскинутыми в сторону руками, традиционном жесте заступнической молитвы. Она окружена дожем Орделоффо Фальером и императрицей Ириной. Престол, два ангела и два херувима венчают композицию.

Над центральным изображением помещены одиннадцать миниатюр праздничного чина с церковными праздниками. Ниже, в трёх горизонтальных рядах расположились апостолы, архангелы и пророки. А вертикальные крайние ряды повествуют о житии Святого Марка.

Время работы с апреля по ноябрь с 9.45 по 17.00, в воскресенье с 14.00 до 17.00. С ноября по апрель с 9.45 до 16.00 в воскресенье с 14.00 до 16.00. Вход 2 евро.

Пресвитерий, сердце собора Сан-Марко

Алтарное пространство или Пресвитерий, самое священное место в базилике. Четыре алебастровые колонны поддерживают роскошный балдахин или киворий, из зелёного мрамора. Тонкая резьба украшает всю поверхность колонн. Всего здесь изображено 90 сюжетов из Нового Завета. Дальняя колонна слева посвящена Богородице. Перед ней располагается колонна со сценами из жизни Иисуса и Девы Марии.

Обе колоны справа покрыты рельефами с различными эпизодами из жизни Христа. Единство стиля исполнения рельефов колонн говорит о том, что они были изготовлены в одной мастерской, возможно различными мастерами. Под балдахином скрывается большой алтарь, где в мраморном саркофаге хранятся мощи Святого Марка.

Мощи попали в Венецию из египетской Александрии в 828 году и были размещены в первой церкви, посвящённой Евангелисту. А в 1063 году, когда на этом месте началось возведение третьей по счёту базилики, дож Доминико Контарини повелел надежно укрыть мощи Святого, дабы не утерять и не повредить их во время возведения храма. Однако мощи укрыли слишком надежно, и после смерти дожа и настоятеля храма никто уже больше не знал, где они хранятся.

Лишь в 1094 году после всеобщей страстной молитвы, продолжавшиеся несколько дней, сам Святой открыл дожу Витале Фольеру и всем находившимся в соборе венецианцам местоположение своих мощей, явив руку из колонны внутри собора. В этот же момент весь собор заполнил удивительный сладкий запах. После чудесного обретения, 8 октября 1094 года мощи Святого Марка поместили в саркофаг в крипте. В тот же год дож торжественно освятил новую церковь, Дом Святого Марка. Саркофаг был перенесен в пресвитерий из крипты уже позже, в 1835 году.

BannerFans.com

Купола, звездный круг собора

Все пять куполов собора изнутри покрытые золотой византийской мозаикой. Вероятно, первым был оформлен купол Пятидесятницы, сошествия Святого Духа, расположенный ближе всех к входу в базилику. Самый большой из куполов, диаметром 13 метров венчает средокрестие, место пересечения главных нефа и трансепта. Центральный купол собора, шедевр мастеров XII века, выражает основную мысль духовного послания храма и посвящен величайшему таинству жизни Иисуса, Вознесению.

В центре, на фоне Звёздного круга Иисус восседает на радуге, возносимый в небо четырьмя ангелами. В большом круге ниже, Богородица с двумя ангелами и двенадцатью апостолами обратили взгляды к вознесшемуся Христу. 16 женских фигур между окнами барабана олицетворяют три божественные добродетели: Веру, Надежду, Любовь.

Четыре основные современные добродетели: справедливость, умеренность, храбрость и благоразумие. А, также, ещё девять, которые согласно средневековым представлениям относились к основным. Смирение, нежность, покаяние, воздержание, сострадание, терпение, целомудрие, скромность и верность. Любовь или Милосердие изображена в царских одеждах, ибо она есть мать всех добродетелей.

Четыре Евангелиста в треугольных полях, на поддерживающих купол пилонах, работают каждый над своим жизнеописание Иисуса. Четыре их Евангелие открыты на самых первых страницах. И, наконец, четыре библейские реки, Гихон, Фисон, Тигр и Евфрат изливают свои воды на верующих, символизируя Таинство крещения.

Священная икона Собора

У восточной стены северного трансепта расположена капелла, хранящая одну из самых ценных реликвий. Доступ в эту зону открыт всегда. Капелла содержит легендарную икону «Мадонна Никопея», «Мадонна Победоносная». Создание иконы приписывают самому апостолу Луке, первым, согласно легенде, изобразившим лик Богоматери. Датировка образа, однако, противоречит этой версии. Скорее всего, Мадонну написали в X веке.

Икона попала в Венецию, как и большинство сокровищ храма в результате Четвертого крестового похода. С тех пор икона стала причиной бесконечного паломничества христиан в Венецию. В Византии существовала традиция молиться у иконы и просить победы перед решающими битвами, отсюда и ее название «Никопея». Икона считалась хранительницей византийского Императора и его войска.

Пол собора, каменный ковер

Настоящий шедевр XII века, роскошный каменный ковер покрывает 2099 квадратных метров. Он выполнен из одноцветного мрамора с многочисленными мозаичными вставками. Еще часть работ создана флорентийцем Паоло Уччелло в 1425 году.

Четкое разграничение двух зон, земной символически представленной стенами и напольным покрытием храма. И божественной, развертывающейся в подкупольном пространстве, характерно для византийских храмов. Мрамор разноцветный, но матовый материал характерен для зоны земной. Сияние же золота сквозь слои цветной стекольной массы имеет небесный, метафизический характер и символизирует Райский свет.

Мраморный рисунок пола чётко делится на два типа: геометрические формы из довольно крупных пластин разноцветного мрамора и животные, растительные и аллегорические орнаменты из мелкой мраморной мозаики. Геометрический рисунок в основном расположен симметрично по всему собору. Самые удивительные изящные напольные мозаики с фигурными мотивами можно обнаружить в северном нефе и трансепте.

Парковки park&fly - 729*90

Антифонное пение, музыкальная традиция Венеции

Собор удивителен не только эклектикой оформления. Он также по праву гордится великолепной акустикой. Она привлекала под своды храма многих выдающихся музыкантов различных эпох. История музыки Святого Марка это зеркальное отражение жизни и развития самого города. История музыки в соборе ведет свое начало с момента освещения базилики в 1094 году.

В течение четырех столетий четырнадцать выдающихся органистов заставляли глубокие звуки инструмента наполнять базилику своей мощью. С конца XV века революционные нововведения положили начало эпохе антифонного пения в соборе. Антифонное пение производится несколькими хорами попеременно.

Особенностью такого пения в соборе Святого Марка стало рассредоточение певчих по всему храму. Традиционно певчие располагались на церковных хорах в дальней закругленной части храма. Разделённые хоры Святого Марка распределялись между хорами, кафедрам, трибунами в трансепте и прочих местах. Отсюда подобный стиль распространился по всей Италии, а позже попал в Германию и Австрию.

Помимо новшеств в хоровом пении изменения коснулись и используемых инструментов. К органу в XVI веке постепенно добавлялись всё новые и новые инструменты. Духовые тромбоны и рожки, струнные виолы и лютни. Такой новаторский подход вдохновлял на создание не только новых произведений духовного толка, но и светской музыки. Адриан Вилларт, Андреа и Джованни Габриель, Джованни Легренци, Лоренцо Перози, а позже Монтеверди, Джованни Вивальди навсегда связали свои имена с собором Святого Марка.

Собор постепенно стал центром музыкальной жизни Республики, развивая и совершенствуя музыкальную традицию соответствующую блистательному положению Венеции. Сегодня хор собора Святого Марка остаётся одним из немногих в Италии исполняющих полифонию на литургических богослужениях.

BannerFans.com

Капелла собора, это живой символ восточной музыкальной традиции. Начиная с XIX века, маэстро капеллы начали собирать и по крупицам восстанавливать историческое музыкальное наследие. Благодаря их усилиям и энтузиазму сегодняшние посетители собора имеют прекрасную возможность в живую услышать музыку, создававшуюся в течение 8 веков.

Кампанила, первый маяк Венеции

Отдельно стоящая колокольня Сан Марко достигают в высоту 99 метров. Она появилась на площади уже в XII веке на месте старой башни IX века. В начале XVI века звонница обрела современный вид. В те далекие времена она выполняла и функцию маяка для судов в пути. До сих пор колокольня остаётся первым строением Венеции, которое возникает на горизонте судов, приближающихся к ней с моря.

Строгий романский стиль, суровые пропорции несут ощущение непоколебимости и стабильности. Ни наводнения, ни землетрясения так и не смогли сломить колокольню в течение веков. Неожиданно для всех, в 1902 году, многовековая постройка, ставшая прототипом для всех последующих звонниц лагуны, вдруг рухнула.

Сегодняшняя колокольня была отстроена уже в XX веке. С колокольни открывается прекрасный вид на город и лагуну. В прежние времена иностранные гости перед подъемом на звонницу должны были получить разрешение властей. Власти опасались, что такой прекрасный обзор опасен для обороноспособности города. Именно отсюда Галилео Галилей изучал небесную сферу и здесь же в 1609 году представил властям города свое изобретение, подзорную трубу.

Издавна жизнь горожан текла под звон пяти колоколов Святого Марка. У каждого из исторических колоколов было имя. «Марангона», самый большой колокол, своим звоном обозначал время начала и окончания работ артелей плотников. «Троттьеро» призывал патрициев во Дворец дожей, заставляя их коней переходить на рысь. «Нона» отбивал полдень. «Прегади» возвещал время сбора сената. А самый маленький колокол, «Малефичьо», созывал жителей посмотреть на смертную казнь. В 1902 году, при разрушении колокольни, четыре колокола были утрачены. Теперь лишь самый большой колокол из старого хора продолжает звучать над городом.

По приказу папы Пия X в XX веке колокольня обзавелась новыми колоколами.  С колокольней связанна одна интересная древняя традиция, называемая «исчезновение ангела». Это было соревнование в эквилибристике и заключалось оно в том, что канатоходец спускался по натянутому канату, идущему от верха колокольни к лоджии Дворца дожей, из которой дож и прочие высшие чины города наблюдали за представлениями в Чистый четверг.

На колокольню можно подняться в октябре с 9.00 до 19.00, с ноября по апрель с 9.30 до 15.45, с апреля по июнь с 9.00 до 19.00, с июля по сентябрь ч 8.30 до 21.30. Стоимость билета 8 евро.

Венеция: собор Сан-Марко описание и часы работы
5 (100%) 3 votes


Если Вы считаете, что эта статья была полезна, нажмите ПОДЕЛИТСЯ в любой из соцсетей. Спасибо.

Опубликовано admin в категории "Венеция", "Северная Италия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *