Венеция: мозаики собора святого Марка

Величественный храм Святого покровителя города и личная церковь Дожей, правителей Венеции, Сан-Марко поражает великолепием отделки и богатством, хранящихся в нем сокровищ. Роскошные уникальные мозаики храма созданные в XII-XIII веках не оставят никого равнодушными. В 1987 году собор Святого Марка вошел в число объектов всемирного наследия Юнеско.

Содержание:

История Собора

Прекрасный собор, который туристы видят сегодня, это третье религиозное сооружение, располагающееся на этом месте. В 828 году здесь появилась небольшая капелла Дожей, где хранились мощи Святого Марка доставленные из Александрии. В 976 году она сгорела дотла во время народного восстания и была отстроена вновь. В 1063 году заложили новую базилику в форме греческого креста. Она повторяла план «церкви Двенадцати апостолов» в Константинополе. Тридцатью годами позже, в присутствии императора Генриха IV, церковь торжественно освятили.

Образовавшаяся в IX веке, к началу XI века Венеция стала самым богатым и могущественным торговым городом. Корабли Республики бороздили просторы Адриатики. Победоносный флот сражался с норманнами и сарацинами. Венецию называли «республика Serenissima» (Яснейшая) или «республика Святого Марка». В 1075 году дож Доменико Сельво выпустил официальный указ, обязывающий возвращающиеся в гавань корабли привозить в дар Святому Марку заморские диковины. Нескончаемый поток подношений Святому хлынул в Венецию.

Среди даров были и прекрасные колонны различных ордеров из редкого мрамора, порфира, гипса и яшмы Восточной и Малой Азии. Они умело, интегрированы мастерами в гармоничной архитектонике собора и придают необходимую легкость и изящество, внушительной приземистой громаде фасада, смягчая ощущения надежности и непоколебимости налетом шарма и кокетства. Таким образом, была решена практическая задача: создание устойчивого сооружения на зыбкой песчаной почве острова. И вторая эстетическая: предание внешней привлекательности.

Фасад и квадрига Лисиппа

Фасад собора можно визуально разделить на три горизонтальных уровня. Нижний уровень образованный пятью входными вратами-порталами с арками и колоннадами. Средний уровень — это терраса, ограниченная изящной балюстрадой, где разместилась четверка лошадей. Верхний уровень венчают пять куполов.

Каждый камень, предмет, украшение базилики, мозаика или скульптура это целая история, часто полная самых неожиданных событий. Например, квадрига коней, которую крестоносцы забрали из ипподрома в Константинополе.

Происхождение бронзовых с позолотой и серебрением лошадей остаётся неизвестным. Возможно, это работа скульптура Лисиппа IV века до н. э. Известно, что квадрига поражала жителей средневековой Венеции мастерством скульптора. Вот как писал о ней : «Красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художик предал такое сходство с живыми, что кажется, ты слышишь их топот и ржание».

Множество квадриг украшало арки античных городов, но четверка из Венеции, единственная из сохранившихся до нашего времени. Хотя и она покидала город на некоторое время. В 1797 году полки Наполеона вошли в Венецию, и в ознаменовании этого события император Франции установил квадригу на Триумфальной арке Парижа. Но уже через 18 лет скульптуру вернули на свое законное место. Сейчас ее оригинал хранится в музее собора, а на фронтоне находится копия.

Крестовые походы начала XIII века принесли Венеции богатство и процветание. Трофеев отданных в дар собору Святого Марка была настолько много, что некоторым не нашлось места внутри его стен. Их разместили снаружи.

Скульптурная группа из красного порфира высотой 130 сантиметров датируются III-IV веком, и была доставлена в Республику после разграбления венецианцами Константинополя в 1204 году во время Четвертого крестового похода. Тетрархи — четыре правителя, а точнее два Цезаря и два Императора, обнявшись, символизируют единение и стабильность. Выбора скульптором материала порфира, жёсткого и трудного в обработке, также усиливает эффект незыблемости власти. До сих пор неясно, какая из двух тетрархий послужила вдохновением для создания этой группы.

«Тетрархия» или «четырехвластие» была основана императором Диоклетианом в 293 году, дабы разрешить кризис Римской империи III века. Диоклетиан назначил военачальника Максимилиана сначала Цезарем, младшим соправителем, а потом и Августом, отдав ему в управление Западную часть империи, оставить себе Восточную. Чуть позже было решено добавить каждому Августу по Цезарю. Предполагалось, что после 20 лет правления Август должен отречься от престола, а власть переходила далее к Цезарям.

Все четыре фигуры одеты в одинаковые платья и практически не отличаются друг от друга, не неся никаких индивидуальных черт, а лишь выражая сам концепт тетрархи. В 1960 году, во время раскопок в Стамбуле, у дворца Мирелейон, был обнаружен недостающий фрагмент ноги фигуры. Это находка еще раз подтвердила версию о происхождении группы.

Популярная легенда, однако, говорит, что четыре фигуры это воры, застигнутые святым покровителем собора в момент, когда они собирались утащить скрытые внутри сокровища. Обращённые Святым в камень, они были замурованы горожанами в каменную кладку собора на углу той самой сокровищницы, которую собирались ограбить.

Две изящно декорированные колонны недалеко от тетрархов, также попали в Венецию из Константинополя. Когда-то они украшали базилику Святого Полиевкта, а позже были вывезены кораблем из города Акки откуда и получили свое название «колонны Aкки». Тонкие узоры в виде крылатых пальметт, павлинов, гроздей винограда характерных для иранского искусства и выполненные с точностью и изяществом, завораживают. Как и для тетрархов, места внутри собора колоннам не хватило.

А теперь поднимите взгляд к фигуре, венчающий единственный портал собора, обращенный к морю. Это Святой Христофор. Моряки, подплывающие со стороны лагуны, видели его еще издалека. Древнее поверье гласит, что взглянувшего на образ Христофора в течение дня не коснется никакое зло.

Мозаики и история обретения мощей Святого Марка

«Вот храм Святого Марка. Он украшен россыпью колонн из яшмы, мрамора, порфира богатый данью полу мира причудлив и могуч собор. Восточный каменный узор и минарет, ввысь устремленный и купола скорей мечеть, чем церковь, где перед Мадонной нам надлежит благоговеть». Строки из байроновского «Паломничества Чайльд-Гарольда» прекрасно отражают суть первого впечатления производимого базиликой. Действительно, смешение стилей причудливо сплетающихся в удивительную гармонию целого очевидно.

Мозаики, непременный атрибут византийских храмов, островерхие башенки заставляют думать о готике. А вот обратно вогнутые арки над двумя крайними порталами явно указывают на арабское влияние, напоминая о египетской Александрии, где принял мученическую смерть Святой покровитель собора и первый епископ христианской общины в городе, Марк Евангелист, иудей-христианин из Иерусалима.

Все пять порталов храма объединены общей тематикой мозаик жизни Святого покровителя и обретения его мощей. Рассматривать мозаики нужно справа налево. Мозаика над правым порталом изображает перенесение тела Святого Марка на корабль. Она была создана в 1660 году неизвестным мастером по наброску Пьетро Веккиа.

31 января 828 года святые мощи Марка Евангелиста были тайно выкрадены двумя венецианскими купцами Буоно да Маломокко и Рустико да Торчелло из храма в египетской Александрии. Что же послужило мотивом такому поступку? Поклоняясь в Александрии своему Святому, в посвященной ему церкви, венецианцы узнали  от монаха Стаурацио и священника Теодоро о том, что церкви грозит разрушение.

Арабский губернатор Александрии приказал использовать мраморные колонны и плиты храма для возведения нового дворца в Вавилоне. По легенде, укрыв мощи Святого в корзине, под кусками свиного мяса, предприимчивым купцам удалось обмануть бдительность мусульманских таможенников и погрузить ценный груз на корабль.

История продолжается в мозаике над вторым порталом справа. Ее сюжет, прибытие мощей апостола Марка в Венецию. Успешно и чудесным образом преодолев испытания морского путешествия, мощи Святого были доставлены в Венецию, где их торжественно принял дож Джустиниано Партичипацио.

Для хранения мощей немедленно была выстроена первая роскошная церковь, дом Святого Марка. Кстати, из-за того что мощи были доставлены в Венецию в плетеной корзине, он иногда почитается как покровитель корзинщиков.

Мозаики над двумя порталами слева также повествуют об обретении мощей. Вторые врата слева украшены сюжетом «Дож и венецианская Синьория встречают мощи Святого Марка». Это работа 1729 года Леопольда даль Поццио. Над крайним порталом изображена процессия переноса мощей в собор. Эта единственная из внешних мозаик, сохранившаяся с XIII века. Мозаика примечательна тем, что благодаря ей можно представить, как выглядел собор Святого Марка 8 столетий назад.

В Средневековье мощи были сильнейшим социальным и экономическим инструментом, привлекая пилигримов и купцов. Поэтому каждой подобной обретённой реликвии оказывалось всяческое почитание и уважение. Мощи Святого Марка играли же особую роль для города. Именно Святой Марк крестил жителей Венеции.

Позднее Апостол Марк стал изображаться и на эмблеме города. Ее можно увидеть над центральным порталом. На тёмно-синем, усеянном звёздами фоне, непоколебим и могуществен, застыл грозный крылатый лев. Так в христианстве принято изображать Марка Евангелиста.

Лев символ силы Евангелиста, а крылья его указывают на духовную возвышенность. Одной лапой он опирается на раскрытую книгу, где читается фраза «Мир тебе о, Марк Евангелист, здесь найдет покой тело твое». Фигура Марка Евангелиста с золотым нимбом над головой венчает главный портал собора.

Притвор, вход в дом Святого Марка

Приглушенный свет дня в притворе окутывает посетителей покрывалом, отделяя от внешнего мира. «Притвор» или «Нартекс» пристроили к собору в XIII веке. Обычно в нартексе собирались грешные и кающиеся люди, кому не разрешено было вступать в сам храм. Из нартекса они могли слушать проводимые богослужения.

Мозаики нартекса по ветхозаветным сюжетам выполнили венецианские мастера. Панно раскрывают перед зрителями значение пришествия в мир Мессии и готовят зрителей к созерцанию евангельских сцен внутри самого храма. Этот цикл работ, является одним из лучших примеров мозаичного искусства во всем мире.

BannerFans.com

Первыми здесь появились мозаики дальней части храма, апсиды. Они создавались неизвестными мастерами, по канонам христианской иконописи. Позже свою лепту внесли и местные художники, а в дальнейшие века мозаики реконструировались и реставрировались. Ведущие художники эпохи, такие как Тинторетто и Тициан создавали картоны, для набора новых мозаик.

Интересна техника, использованная для работы. Поверх золотой фольги выкладывали муранскую стекломассу, и сияние золота сквозь прозрачное стекло было видно даже в темноте храма, что придает ему атмосферу таинственности, загадочности, величия и роскоши.

В литургических одеждах с распростертыми руками, встречающий верующих Святой Марк изображён на золотой мозаике центрального входа. Святой приглашает и пилигримов, и странников, и просто прохожих зайти в дом Божий для размышления или отдыха. Молитва рядом гласит «О, Марк, отпусти грехи тех, которые сложив руки, взывают к тебе. Твоим заступничеством и милосердием Божиим да будут они спасены». Эта мозаика датируется 1545 годом. Согласно новейшим исследованиям автором сюжета является Тициан.

Мозаики, мягкое золото Собора

Задержитесь ненадолго у самого входа, чтобы охватить и осознать открывающуюся картину. Смешение стилей от византийского до классики XIX века. Блеск золотых мозаик, ритмичность элегантных колонн некоторые из которых украшали ещё первую базилику, накрывают с головой. В сгустившемся сумраке нефа после полумрака нартекса. Четыре мощных контрфокса, на которых покоится главный купол и шесть тонких колонн с золотыми верхушками, делят внутреннее пространство храма на центральный неф и два боковых.

Парковки park&fly - 729*90

Собор в плане, это греческий крест, то есть его основные нефы или вертикальные перекладины креста, равны по длине трансептам, горизонтальным нефам. Такая организация пространства создает ощущение погружения в особый мир, сверхъестественный, освещаемый мягким отблеском мерцающего золота, отделенный от мира привычного и знакомого.

Атмосфера божественности собора поддерживается и его иконографической концепцией. От нартекса, главного входа к апсиде, его дальней части, последовательно развертываются истории о ветхозаветных пророчествах, логически завершаясь мозаиками, описывающими воплощение этих пророчеств, «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение» и «Крещение Господне».

Они были набраны по наброскам великого Тинторетто и заменили предыдущие работы с подобными сюжетами. Один из теоретиков искусства в восторге писал так: «Ни один город не имел столь прославленной Библии, храм-книга, сверкающий подобно Вифлеемской звезде».

Работы над изображениями в храме не прекращались в течение восьми веков, хотя большая, значительная их часть была готова в XIII-XIV веках. Стены и своды собора покрыты в общей сложности более чем 4 тысячами квадратных метров цветного стекла. Преобладающие теплые оттенки, использованные в оформлении храма, в том числе золото, освещённое рассеянным светом, проникающим сквозь окна, придают собору торжественность и загадочность.

Баптистерий, крестильня Собора

Базилика Святого Марка является действующим местом поклонения. В связи с этим доступ к некоторым частям храма ограничен. Закрытой зоной, где проводится таинство Крещения, является и баптистерий, вход в который находится в правой стене. Баптистерий возвели в XIV веке при доже Андреа Дантоло. В тот период баптистерий являлся отдельным от храма помещением, и попасть в крестильную капеллу можно было через портал, обращенный к морю.

Как и весь собор, баптистерий привлекает изумительными мозаиками византийской традиции, но уже с ощутимым готическим налетом. Они посвящены служению Иоанна Крестителя, от благовещения его отца Захарии до смерти Крестителя, по приказанию царя Ирода.

Купол над купелью был добавлен позже, при Якопо Сансовино, выдающемся скульпторе и архитекторе эпохи высокого Возрождения, возглавлявшем строительные работы в соборе с 1529 года. Блестящие мозаики купола изображают Иисуса, отправляющего апостолов крестить народы со словами: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари, кто будет веровать и креститься, спасен будет».

Все сюжеты имеет ярко выраженную дидактическую функцию, словно краткая Библия в картинках для готовящихся принять Крещение. Крестильная купель была создана учениками Якопо Сансовино в XV веке. Алтарь установлен на гранитной плите финикийского происхождения. По легенде с нее проповедовал Иисус. В полумраке у стен разместились каменные гробницы некоторых дожей. Тут покоиться Андреа Дандоло, здесь же расположено захоронение и архитектора Якопо Сансовино.

Венеция: мозаики собора святого Марка
5 (100%) 3 votes


Если Вы считаете, что эта статья была полезна, нажмите ПОДЕЛИТСЯ в любой из соцсетей. Спасибо.

Опубликовано admin в категории "Венеция", "Северная Италия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *