Август 29 2017

Виа Аппиа – «Царица дорог». Часть II.

В двух шагах от гробницы Сенеки Вы увидите большой круглый Мавзолей, возраст которого 23 века. Обойдите его и увидите вход в погребальную камеру, перекрытую калиткой и два саркофага внутри. Вот сейчас надо прислушаться к голосу разума, подсказывающего Вам не открывать калитку и не ронять телефон, когда будете освещать мавзолейные недра.

Если же по дороге отправиться на север, к центру города, то очень быстро взору предстанет другой мавзолей. Белокаменный, цилиндрической формы, с пристройкой, напоминающий стену замка, это мавзолей Цецилии Метеллы. Сама Цецилия при жизни ни чем в историческом масштабе не отличилась. Зато ее папа был консулом, а муж сыном того самого полководца, который подавил восстание Спартака. Сыну, понятное дело, тоже хотелось на Аппиевой дороге что-нибудь поставить. Если уж не шесть тысяч крестов, то хотя бы мавзолей.

Мавзолей Цецилии Метеллы
Гробница была возведена около 50 года до н. э.

Сохранился он, как видите, хорошо, на совесть строили в I веке, а красивую стенку с зубцами пристроило семейства Каэтани, это уже в XIII веке. Они вообще тут возвели свой собственный городок-крепость. Кроме Мавзолея внутри были дома, и даже церковь.  В XIII веке строили уже похуже, от домов не осталось и намека, а от церкви Святого Николая только стены остались. Зато память о Святом вечна, ведь он послужил прототипом Санта-Клауса и итальянского Баббе Натале, в дословном переводе «Рождественский папочка».

Сант Никола Капо ди Бове
Развалины церкви Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове.

Сразу за мавзолеем раскинулась вилла Максенция. Хозяина мы знаем по Триумфальной арке, базилике святых Косьмы и Демьяна и базилике Максенция. Вилла императора состояла в IV веке из трех частей: дворец, цирк и семейная усыпальница (мавзолей Ромула). То есть это она была задумана как семейная, а на самом деле похоронен там сын Максенция — Валерий Ромул, утонувший в Тибре, в возрасте 15 лет. Сам или помогли – неизвестно. Цирком хозяин тоже не успел попользоваться, утонул опять же в Тибре. Ну, этому помог император Константин вовремя битвы у Мульвийского моста.

Цирк задумывался кулуарным, только для друзей, и вмещал 10.000 зрителей. Для сравнения, Большой цирк вмещал 150.000. Но в длину он был не маленький, с полкилометра. Зато он сохранился лучше, чем Большой цирк. Видна даже «спина», это хребет посередине арены. Поэтому легко представить и обелиск Максенция, стоявший на этой «спине». А теперь он стоит на площади Навона, превращенный гением Бернини в часть фонтана «Четырех рек».

Вилла Максенция
Первые строения на этом месте относятся к I в. до н. э.

Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, то есть базилика «Святого Себастьяна за городскими стенами». Сегодня церковь находится в черте города, хотя на Аппиевой дороге кажется, что Рим очень далеко. Не такая нарядная, как большинство римских базилик, и не такая большая, церковь, тем не менее, входит в список семи паломнических церквей. Что же в ней особенного? Во-первых, здесь находятся мощи Святого Себастьяна.

Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура
Здесь можно посетить экскурсию в катакомбы Сан-Себастьяно.

История Святого такова. Будучи телохранителем Императора, он был тайным христианином, время было такое, III век, веру напоказ лучше было не выставлять. Но когда его друзья, которым грозила смерть, решили отречься от Христа, Себастьян их убедил не делать этого. И первое чудо случилось сразу после. Все присутствующие увидели ангелов и Иисуса, который сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Потом были и другие чудеса, но недолго. Гонители вычислили Святого, привязали к столбу и расстреляли стрелами.

BannerFans.com

Но и тут случилось чудо. Стрелы не задели жизненно важные органы, так что в этот раз Себастьян не погиб. После этого братья-христиане уговаривали его бежать из Рима, но он отправился прямо в лапы к императору и был забит камнями, что напоминает другой известный сюжет, про Святого Петра.

Дело было тут неподалеку. Апостол бежал из Рима, но вдруг увидел Иисуса Христа. Опешив, Пётр спросил: «Камо грядеши, Господи?», то есть «Куда идешь, Господь?» На что Иисус ответил: «Иду в Рим, что бы быть вновь распятым». И тогда Пётр понял, что он должен вернуться в Рим и принять смерть мученика.

Quo vadis
Следы на мраморном камне со стопами Спасителя.

На том самом месте, где Петру было видение, стоит церковь, которая так и зовется —  «Quo vadis», а камень с отпечатком ноги Христа хранится в базилике. Справа, в капелле Реликвий, вместе с одной из стрел, пронзивших Святого Себастьяна и куском столба, к которому тот был привязан. Но не только это воспоминание о Петре живет в стенах храма. Апостол провел здесь несколько веков вместе с другим апостолом — Павлом. Тела покровителей Рима были спрятаны христианами в пещерах, что под базиликой. Там и надпись имеется: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали Святые».

Quo vadis церковь
Церковь «Quo vadis» основана в IX веке.

В память о них Константин Великий и построил здесь церковь. От неё остались четыре колонны на фасаде. Варвары добрались до базилики, ведь она стояла за городскими воротами, пришлось перестраивать в XVII веке. Кто это сделал, Вы можете догадаться по орлам и драконам на фасаде, геральдическим зверям Шипионе Боргезе, которому мы говорим «спасибо» за Бернини, ведь он первым разглядел его талант.

BannerFans.com

Кстати о Бернини, здесь его последнее творение — бюст Спасителя (Сальватор Мунди), созданный гением в восьмидесятилетнем возрасте. Обнаружили Спасителя недавно, только в 2001 году, хотя в завещании Бернини указал заказчицей королеву Швеции Кристину, свою добрую подругу.



Если Вы считаете, что эта статья была полезна, нажмите ПОДЕЛИТСЯ в любой из соцсетей. Спасибо.

Опубликовано admin в категории "Рим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *