Август 28 2017

Виа Аппиа – «Царица дорог». Часть I.

По-итальянски дорога называется «Виа Аппиа Антико», то есть «Старая Аппиева дорога», ведь есть еще «Новая Аппиева дорога». Это была первая приличная дорога в Римской империи, проложенная ещё в 312 году до нашей эры цензором Аппием Клавдием. Цензорами в Древнем Риме называли должностных лиц, которые должны были надзирать за общественным порядком и заниматься обустройством жизни. Цензор был ответственным за перепись соотечественников. Важно было указать: социальный статус, способность к военному делу и прочие качества, чтобы установить, кто, сколько должен платить в общак и как ещё может Родине пригодится.

Руководил строительством сам Аппий Клавдий, собственно в честь кого и пошло название дороги. Первейшая цель создания этой, да и почти всех прочих магистралей было скорейшее перемещение знаменитых римских легионов. Уже позднее Аппиева дорога приобрела свое огромное экономическое и культурное значение. При Аппие были проложены около двухсот километров дороги, затем ее продлили и довели до восточного побережья Италии. Даже эти двести километров разорили и опустошили римскую казну, и неудивительно, строили трассу на совесть, и неслучайно она простояла так долго.

Аппиева дорога
Через дорогу было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Начиналась дорога почти у Большого цирка, там в то время проходила городская стена, и шла до Капуи. Выглядела дорога так: в ширину четыре метра булыжников из вулканического базальта, кстати, вулкан был совсем рядом. Каждый 1478 метров – мильный столб, каждые десять миль – заправка, еда и сон.

Соблюдалась строгая технология, основание дороги составляла галька и цемент, на которые укладывали огромные, тесаные глыбы базальта. По пути осушались с болота, делались насыпи,  ведь дорога должна была быть прямой. Одна миля пути стоила 109 тысяч сестерциев, за эти деньги, к примеру, можно было купить двести рабов. Более того, у творца дороги цензора Аппия, из-за неё были серьёзные проблемы, ему пришлось потратить на нее слишком много денег и даже больше того что позволил ему Сенат.

Аппиева дорога
Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников.

А потом он еще просил для себя полномочия, чтобы успеть всё достроить. Словом был тогда скандал. Зато Аппиеву дорогу довольно быстро стали называть «Царицей дорог», и она стала играть важнейшую роль в жизни Рима. Во-первых, она выполняла свое непосредственное предназначение, служила средством переброски войск. Кто знает, как сложилась бы история, не имея, римляне своего мобильного войска. Во-вторых, дорога так же служила для экономических связей с югом Италии, а затем и с Византией. Бесконечные караваны с товарами шли по ней к Риму.

По этой же дороге шли христианские апостолы в Рим. В деяниях апостолов даже упоминается гостиница, которая стояла на этой дороге. Около Рима дорога быстро начала обрастать очень красивыми сооружениями. Как ни странно, этими сооружениями зачастую были колумбарии-гробницы. Дело в том, что в самом Риме были запрещены захоронения, а сделать себе красивый родовой склеп, было делом чести для знатных граждан. До сих пор здесь сохранились гробницы Сципионов. Представители этой фамилии были главными покорителями Карфагена. Позже не далеко от дороги появятся первые христианские катакомбы для отправления религиозных служб.

Гробницы Аппиевой дороги
Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке.

Великолепная Аппиева дорога, как и другие дороги Рима, сыграли злую шутку со своими создателями. Когда Римская империя была атакована варварами, дороги стали таким же удобным средством для передвижения врага, как некогда для римских войск. В итоге, Аппиева дорога лишь ускорила падение Рима. Однако и в Средние века, и позже, она не утрачивала своего значения. Ее использовали купцы и паломники. Хотя и было проведено несколько ремонтов при императоре Диоклетиане, дорога в целом была неизменной на протяжении столетий. И лишь в конце XVIII века был проложен новый путь из Рима на юг.

Римские легионы
Аппиева дорога имела важное значение в качестве военной магистрали.

По Аппиевой дороге маршировали солдаты, ехали повозки и шагали паломники. Под ней рыли катакомбы, которые сначала использовали для обрядов и похорон язычники, а потом христиане. Вдоль нее, в 71 году до нашей эры, висели на крестах шесть тысяч распятых сторонников Спартака, и стояли роскошные похоронные монументы.

BannerFans.com

Некоторые до сих пор стоят, хотя уже и не в первозданном виде, например, башня Капо ди Бове (Голова вола). Краснокирпичная гора на дороге слева, если идти по дороге на юг. Это остатки гробницы, которая в XIX веке использовалась для тригонометрических измерений, о чём рассказывает табличка. Напротив башни - вход в одноимённую археологическую зону, где прячутся от туристов термы II века, мозаики и характерные, уложенные елочкой каменные полы, подобные тем, что на нижнем этаже базилики Святого Климента. Вход в археологическую зону бесплатный.

Капо ди Бове
Раскопки терм и остатки мозаики в Капо ди Бове.

Ещё южнее Аппиева дорога превращается в зелёный парк с пиниями и кипарисами. По обеим сторонам дороги роскошные виллы, безымянные гробницы и гробницы с именами, подчас странными. Например, Героический рельеф - это статуя война с барабанами и плащом, которого Вы встретите примерно через километр. Это копия, но точно такой же стоял здесь в I первом веке до нашей эры.

BannerFans.com

Неподалеку, на другой стороне дороги, красивый монумент с рельефными фрагментами. Их нашли и приделали в XIX веке, чтобы не потерялись. Это гробница вольноотпущенника, бывшего раба Марка Сервилия, построенная, кстати, на его собственные средства.

Мавзолей Аппиева дорога
Чем ближе мавзолей был к городским воротам, тем более уважаем был его хозяин.

Сразу за этой красотой, гробница философа Сенеки, одна из вилл которого, располагалась именно здесь. На этой вилле находился философ, когда получил приказ от Нерона покончить с собой. Нерон, кстати, был его учеником. Всё что осталось от прежней роскошной гробницы - кирпичный столб с львенком в верхней части.



Если Вы считаете, что эта статья была полезна, нажмите ПОДЕЛИТСЯ в любой из соцсетей. Спасибо.

Опубликовано admin в категории "Рим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *