Октябрь 4 2017

Санта-Мария-Маджоре: папская базилика Рима.

Это одна из знаменитейших церквей в городе, хотя она находится за пределами богатого центра Рима. С ней связана легенда, как и со всем остальным в этом волшебном городе. Согласно легенде, папе римскому Либерию и одновременно патрицию Джованни приснился один и тот же сон. Святая Дева Мария, явившись во сне, сказала им построить храм, на том самом месте, где они найдут утром снег. На рассвете они нашли груду снега на холме Эсквилин, которая даже напоминала форму базилики. Это история становится еще невероятнее, если учесть, что это происходило в августе. Ежегодно 5 августа люди рассыпают у Санта-Мария-Маджоре белые цветочные лепестки, помня об основателях храма.

Широкие ступени ведут к прекрасно расположенному фасаду, созданному в 1673 году Карло Райнальди. Если обойти церковь, Вы попадете на основную площадь, красота комплекса открывается в полной мере с этого ракурса. Старая христианская базилика Рима теперь окружена барокко, но из ее центральной части в небо поднимается высочайшая в Риме средневековая башня, напоминая о древних временах. Войдя в церковь, Вы обнаружите многочисленные слои архитектурной активности нескольких столетий, но внутреннее пространство все еще пропитано настроением и атмосферой старинных христианских базилик.

Санта Мария Маджоре
В центральном нефе базилики находятся мозаики V века.

Базилика Санта-Мария-Маджоре, это резервуар искусства и можно простить доминиканский фонтан за то, что он прерывает колоннаду у главного нефа, подчеркивая великолепную греческую крестообразную капеллу. Эта капелла была моделью для другой капеллы, похожей планировки, построенной симметрично слева от церкви, по просьбе папы Павла V. Купола этих часовен отличаются от всего здания.

Вам откроется перспектива тысячелетия с языческих времен. Мозаика раннего христианства на сводах создана францисканцем Джакобо Торрити. Со стороны Сикстинской капеллы, но ближе к выходу, находится капелла Сфорца, возведенная Джакомо Делла Порта, по проекту Микеланджело.

Завершает ансамбль улица Виа-Дель-Квиринале с одноименной площадью в стиле барокко. Два выдающихся представителя барокко размещены на этой площади неправильной формы. Один из них действующий Президентский дворец. Уже в Древнем Риме этот уголок отличался элегантностью, с его замками, садами и потрясающими видами на город. Он был знаменит и в эпоху Ренессанса. Пантана, Модерно, Бернини и Фуга были среди архитекторов больших и дорогостоящих дворцов. В центре площади находится группа статуй, как бы довершая блеск и грандиозность барокко.

Когда-то этот обелиск стоял на поле боя, а статуи были найдены в руинах термальных ванн Константина. Микеланджело хотел водрузить их на балюстрады Капитолия, но в итоге они нашли приют в этом пруду античность.

Кваринальский дворец
Дворец построен в 1573 году как летняя резиденция папы Григория XIII.

Согласно археологическим исследованиям, базилика Санта-Мария-Маджоре была почти полностью перестроена, начиная с фундамента в 441 году, и с той поры приобрела свои нынешние очертания. 75 метровая колокольня, высочайшая в Риме, и последняя из традиционных романских колоколен, была завершена в 1377 году. Храм многократно реставрировался и украшался, а в XVIII веке, по рисунку Фердинандо Фуга, был пристроен новый фасад с великолепным двухэтажным портиком. Сквозь его арки просматривается сохранившийся древний фасад храма с двумя рядами многоцветных, торжественных, сияющих мозаик XIII века.

Санта Мария Маджоре

Вверху находится изображение Христа Благословляющего, окруженного ангелами и символами Евангелистов, а ниже, расположены четыре сюжета, рассказывающие легенду о снеге. Несмотря на большие размеры, церковь на холме Эсквилин отличается тонким изяществом форм, и она, более всех остальных храмов, сохранила свои первозданные черты.

BannerFans.com

Великолепные галереи Санта-Мария-Маджоре из сорока ионических античных колонн, сделанных из цельных блоков мрамора и верхний ряд, идущих над колоннами 36 мозаичных панелей, с изумительными миниатюрными иллюстрациями к Ветхому Завету. К этому же времени относятся выполненные в римско-византийской манере мозаики в апсиде и на триумфальной арке, повествующие о рождении и детстве Иисуса.

Санта Мария Маджоре галерея

В XIII веке, при расширении базилики, были отреставрированы и древние мозаики. В конхе апсиды, словно в высоте Небесного свода, предстает сцена коронации Богоматери Иисусом. Ниже, под их стопами чередой проходят солнце, луна и звезды, вокруг поют торжественные гимны девять ангельских хоров. По поясу располагаются сцены из жизни Святой Девы Марии, а в нижнем пределе, куда с двух сторон нисходят мраморные ступени, хранится драгоценнейшая реликвия, часть яслей и колыбели Христовой. Пять кусочков дерева в серебряной урне с прозрачными стенками. Напротив киота с бесценной реликвией, известный итальянский скульптор XIX века Джакометти, живописал коленопреклонённого папу Пия IX, застывшего в вечной молитве.

Санта Мария Маджоре ясли Христа

Первая капелла, справа от алтаря, носит название «Сикстинской» или «Капелла святых Таинств», она была задумана папой Сикстом V как мавзолей, и выполнена Доменико Фонтана в классической манере. Капелла имеет форму греческого креста с многогранным куполом, который венчается световым фонарем, обеспечивающим естественное освещение капеллы. У правой стены ее нашел вечный покой деятельный папа Сикст V.

Гробница Сикста V

В центре капеллы стоит скиния из позолоченной бронзы в виде переносного шатра, который держат четыре бронзовых ангела. От скинии раздваивающаяся лестница ведет вниз, где хранятся остатки самого древнего мраморного Рождественского вертепа VII века. Эта скульптурная группа была отреставрирована в XIII веке Арнольфо ди Камбио, но при позднейшей перестройке собора была сильно повреждена. Теперь от нее осталось несколько фигур, установленных в невысоко подземной капелле. Сидящая на возвышении Богоматерь, держит на руках младенца Иисуса.

Рождественский вертеп

Слева от нее фигура, опирающегося на палку пастуха и выглядывающая из ниши голова барана, а справа три волхва, приносящие дары родившемуся Царю Иудейскому. Из-за этой картины Рождества базилику иногда называли «храмом Девы Марии у презеппио». Напротив капеллы Боргезе или «Паолино», названной так по имени Павла V из рода Боргезе хранится древняя икона, написанная по преданию Евангелистом Лукой и привезенная с Востока царицей Еленой. В 590 году, когда в Риме свирепствовала чума, папа Григорий Двоеслов обошел Рим во главе Крестного хода, держа в руках эту икону.

Проходя по мосту к мавзолею Адриана, он увидел парящего над усыпальницей Ангела, который вкладывал карающий меч в ножны. К Святой иконе всегда обращался народ, моля избавления от эпидемий, почему она и получила название Salus Populi Romani (Спасение народа Римского). Над украшенным драгоценными камнями киотом с иконой сияет позолоченный барельеф, где изображен папа Либерий, рисующий тростью на снегу контуры храма.

Salus Populi Romani

Первую капеллу от входа, с противоположной стороны, занимает придел Крещения с барельефом Бернини, изображающим успение Богородицы. В 2001 году при базилике открыт музей, посвященный святой Деве Марии. В отдельном зале собраны картины, посвященные истории написания Евангелистом Лукой, хранящейся в храме бесценной иконы. По преданию, это одно из семи изображений Богородицы, принадлежащих кисти Евангелиста Луки. В число остальных входят еще три римские иконы: в Санта Мария дель Пополо, в Сант-Агостино и в монастыре Мадонна дель Розарио на горе Монте Марио. Икона, хранящаяся в монастыре Святого Луки в Болонии, а также Владимирская Божья Матерь и Матка Боска Ченстоховска.

Базилика расположена по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42 и открыта ежедневно с 7.00 до 19.00.

 



Опубликовано Октябрь 4, 2017 admin в категории "Рим

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *