Ноябрь 27 2017

Площадь Сан-Марко в Венеции

Главная площадь Венеции носит имя пьяцца Сан-Марко. Как не банально это звучит, но это действительно сердце города. Площадь воплощает дух мощи и независимости Венеции, это начало и центр вольной Республики. С самых первых дней именно здесь собирались городские жители, здесь проводились праздники и официальные церемонии.

Содержание:

 

Три легенды пьяцца Сан-Марко

Та часть площади Сан-Марко в Венеции, которая выходят к морю, называется «пьяцетта» или «маленькая площадь». Вход на Пьяцетту охраняют две колонны, когда-то вывезенные из Константинополя. Везли в Венецию три колонны, но когда выгружали, одну из них уронили в лагуну, а вот две оставшиеся стали стражами у входа в парадный подъезд Венеции.

Когда-то между этими колоннами устраивали казни, преступников подвешивали за ноги и закапывали живьём вниз головой. С тех пор считается, что проходить между столбами плохая примета, но туристы люди бесшабашные и в приметы не верят. Но, на всякий случай, между колоннами лучше бы не проходить.

Впервые площадь упоминается в IX веке
Впервые площадь упоминается в IX веке

На самой площади царят две стихии, туристы и голуби. Пожалуй, голуби, это главная достопримечательность Венеции, это самое яркое впечатление, которое остается в памяти и на фотографиях на долгие годы.

Согласно одной древней легенде, когда-то, голуби, которые жили на материке, заметили приближение врагов и улетели на острова венецианской лагуны. Тем самым они не только предупредили людей об опасности, но и показали место, где можно было этой опасности избежать. Если верить этой легенде, то фактически Венецию основали голуби.

Вторая легенда носит более практичный характер, голубей начали использовать в качестве почтальонов во время осады венецианцами Кипра. Третья легенда еще прозаичнее, диковинных птиц привезли с того же Кипра в дар жене Дожа.

Долгое время, кормить голубей на Сан-Марко, было одним из главных развлечений туристов, невозможно было подсчитать, кого на площади больше – кормящих туристов или кормящихся голубей. Но, с 2008 года, городские власти запретили продавать корм на площади, и даже кормить голубей едой, принесенной с собой.

 

Собор Сан-Марко. Как венецианцы выкрали мощи Апостола

Сегодня площадь Сан-Марко излюбленное место для туристов во многом благодаря архитектурной жемчужине венчающей ее южную сторону. Это несравненный собор Святого Марка, построенный в византийском стиле. Названый в честь покровителя города, собор Святого Марка олицетворяет собой историю Венеции, пожалуй, более чем любое другое здание.

Изначально он был возведен в IX веке, затем перестроен в XII и XIII веках. Это настоящая летопись в камне, по которой можно как по свитку читать историю возвышения города. Например, великолепные мозаики, украшающие фасад храма рассказывает легенду об обретении мощей Святого Марка.

Собор Сан Марко фото

В IX веке тело Апостола было выкрадено из Александрии двумя венецианскими купцами. Они положили останки Евангелиста в корзину, затем прикрыли свиными тушами. Когда сарацины в порту осматривали товар перед погрузкой на борт, то увидев корзину, они просто зажали носы и помахали рукой, заносите мол. Ведь по законам ислама свинья нечистое животное.

Когда мощи Святого Марка прибыли в Венецию, их торжественно пронесли по всему городу, а затем носильщики остановились передохнуть на площади Сан-Марко. Когда же они хотели идти дальше, гроб не сдвинуться с места. Это был знак, что именно здесь Святой Марк хочет обрести место упокоения. На этом месте был построен собор.

Собор Святого Марка был выстроен по классическому византийскому плану. Это была крестово-купольная пятиглавая церковь. По одному купону на каждой стороне креста и один в центре.

Внутри базилики находится одни из самых прекраснейших мозаик византийского периода. Изначально базилика служила дворцовой капеллой для главы венецианского государства Дожа. Она стала символом Республики, которая считала себя равной могущественной Византийской империи со столицей в Константинополе. Со временем Венеция бросит вызов этой силе и свидетельство этого можно увидеть на фасаде базилики Святого Марка.

В 1203 году венецианцы должны были переправить на своих кораблях огромную армию крестоносцев в Египет, чтобы отбить у сарацинов Александрию. Однако вместо этого венецианцы привели флот к берегам Константинополя, и крестоносцы осадили город. Через год Константинополь пал. Это была постыдная страница в истории, позор, который доходит к нам через века. Христианин против христианина, резня, грабеж и разрушения.

Почти тысячу лет базилика была домашней церковью Дожей. В ее сокровищнице собрано большое количество трофеев, которые добывали по всему миру предприимчивые венецианцы.

Хранится здесь и бронзовая квадрига великого скульптора Лисиппа. Четверка коней славно попутешествовала по миру. Они возвышались на триумфальной арке римского императора Нерона и ипподрома в Константинополе.

Во время крестового похода в 1204 году квадрига, была захвачена дожем Дандоло. В 1797 году император Наполеон вывез скульптуру в Париж, но уже через 18 лет, квадрига вернулась на свое законное место, на лоджию собора Святого Марка, где и находилась до конца XX века. Сейчас оригинал скульптуры хранится в сокровищнице храма, а на его лоджии установлена точная копия.

Квадрига из позолоченной бронзы датируется IV веком до нашей эры
Квадрига из позолоченной бронзы датируется IV веком до нашей эры

Кони без узды олицетворяли собой Венецию, сбросившую ярмо Византийской империи, чтобы самой стать Великой державой. И это стало началом Золотого века Венецианской республики.

Вход в собор свободный, но, как и в любом храме, нужно соблюдать правила приличия и не входить в вызывающей или слишком открытой одежде. Видео съемка так же запрещена. Собор открыт с 9.45 до 17.00, а по воскресеньям и праздничным дням с 14.00 до 16.00

 

Кампанила собора Святого Марка предсказывает наводнение

Эта колокольня считается одной из самых старых в Венеции, именно здесь астроном Галилей установил первый телескоп. 14 июля 1902 года в десять часов утра, колокольня, которая стояла долгие семьсот лет, совершенно неожиданно для всех, рухнула. Стоявшие рядом с ней рабочие увидели огромную трещину и разбежались по сторонам, погибла только кошка охранника. Большое счастье, что в начале XX века в Венеции не было такого туристического бума. В наши дни это могло бы кончиться куда более плачевно.

Современное здание Кампанилы было построено в 1912 году
Современное здание Кампанилы было построено в 1912 году

Когда-то под колокольней продавали на разлив вино. От нее отходила тень, а предприимчивые продавцы, чтобы не испортился благородный напиток, постепенно переходили с бочкой по направлению колокольной тени. С тех пор осталась фраза: «в тени вина».

На самой маковке Кампанилы возвышается, сверкающий позолотой Архангел Гавриил. Поймав крыльями ветер со стороны моря, Архангел поворачивает свой лик к собору Сан-Марко, что является предвестником наступления на Венецию наводнения — Acqua Alta. Все дело в том, что площадь у базилики, является низшей точкой города, поэтому приходящие воды покрывают площадь слоем до полуметра. В это время туристы и местные жители передвигаются здесь по временным мосткам.

Любой желающий может подняться на Кампанилу и насладится прекрасным видом на Венецию и Лагуну. Стоимость подъема 8 евро с человека. Время работы в туристический сезон:  с апреля по июнь с 9:00-19:00, с июля по сентябрь 9:00-21:00.

Потоп в Венеции, это обычное сезонное явление
Потоп в Венеции, это обычное сезонное явление

 

Дворец Дожей. Почему резиденцию называют «чемоданом»

Концу XIV века Венеция утвердила себя в качестве самой грозной морской державой Средиземноморья. Каждое торговое судно, идущее с Востока, везло на себе несметные сокровища и это в свою очередь начало менять облик города. Вдоль Гранд-канала один за другим вырастали палаццо, построенные для богатых купеческих семей. Но едва ли что-то могло сравниться по красоте и пышности с палаццо Дукале — дворцом Дожей, резиденции правительства и Дожа, избираемого главы Республики.

Ни одно другое здание в городе так не демонстрирует богатство и мощь Венецианской республики, как построенный между XIV и XV веками дворец Дожей. Его узнаваемый ярко-декорированный готический стиль, ставший затем популярный в Европе, был многократно скопирован по всему городу и стал олицетворением Золотого века Республики.

Дож, правитель венецианской республики, избирался Большим советом на пожизненный срок. Совет контролировал его практически полностью, Дож не имел права даже появляться на публике без сопровождения.  Большинство его функций сводилось к церемониальным обязанностям. Кроме того, существовал строгий имущественный ценз, Дож должен был быть очень состоятельным человеком, ведь Республика и Совет не платили Дожу никакого жалования.

Пожалуй, самое поразительное во дворце Дожей, это его невероятный красоты фасад, электрическая смесь европейских и восточных архитектурных элементов. В нём, как в зеркале, отражается сущность Венеции, ее роль торгового посредника между Востоком и Западом. Первый этаж, это чисто европейская готика, какую можно увидеть в соборах Франции, Англии или Германии.

Первый дворец на этом месте был построен в 810 году
Первый дворец на этом месте был построен в 810 году

Но стоит взглянуть на этаж выше и можно увидеть великолепные ряды стрельчатых арок со сводами в виде трилистника, такие орнаменты нередки в мечетях. Возможно, венецианские купцы, путешествуя по Сирии, увидели что-то в этом роде и привезли эту идею с тобой в Венецию. А ещё выше расположились цветные изразцы, их родина еще чуть дальше, это Персия и Самарканд. И, наконец, зубчатые элементы крыши дворца позаимствованы из архитектуры североафриканских мечетей.

Однако это не мечеть, это даже не церковь. Это светское здание, резиденция правительства бурно растущей торговой Империи. Начиная с XIII века, венецианцы поклонялись торговле чуть меньше чем Богу и это отражается едва ли не в каждой постройке того времени. Дворец Дожей эффективно совмещал в себе сразу три функции. Место правительственных заседаний, здание Верховного суда и резиденция Дожа.

Интерьер дворца поражает воображение. Украшающие его картины были выполнены лучшими художниками того времени и содержат аллегории добродетелей, величия и даже божественного происхождения республики. У венецианцев была сложная система управления и в зала дворца заседали многочисленные коллегии. Некоторые помещения поражают головокружительным размахом.

Совершенно потрясающий зал Большого совета с великолепными расписными потолками и стенами был местом заседаний, на котором принимались важнейшие государственные решения. Членом Большого совета мог стать только представитель высшей венецианской аристократии. Временами число членов Совета доходило до 2 тысяч, отсюда и громадные размеры этого помещения.

BannerFans.com

Главным украшением зала служит живописное полотно «Рай» знаменитого художника эпохи Возрождения Якопо Тинторетто. Считается что это самая большая картина в мире написанная маслом, и она полна символизма. Центром картины являются фигуры Христа и Его Матери Девы Марии. Существует интересная теория по поводу изображения Богоматери на этой картине, а именно то, что это аллегория Венеции, города, ни разу не захваченного врагом.

Дворец Дожей порой называют «чемоданом» или «зданием, построенным вверх тормашками». И, на самом деле, верхняя его часть выглядит слишком тяжеловесной, а нижняя колоннада хрупкой и не надежной. Когда смотришь на дворец, сложно понять, как верхняя массивная часть не вдавила в землю нижнюю. А по сути, это огромная коммуналка, в которой располагались правительственные учреждения, личные покои Дожей, суд и даже тюрьма. Слово «дож» происходит латинского «dux». Или, от более знакомого, итальянского «дуче», что означает «вождь».

Дворец открыт с апреля по октябрь: с 8.30 утра до 19.30, в остальное время закрывается в 17.30.

 

Мост Вздохов. Из дворца в тюрьму

Это один из самых знаменитых венецианских мостов. Его названием связано с вздохами заключенных, которые переходили из дворца Дожей в тюрьму. В тюрьме заключенных содержали на хлебе, воде и вине. Заключенные, которые отбыли срок, могли выйти на свободу, только оплатив свое содержание. Те, у кого не было денег, оставлялись в тюрьме на неопределенный срок.

Мост разделен на два коридора, по одному заключённые шли отбывать срок, а по-другому на свободу, а разделяли их для того, чтобы они не могли обмениваться информацией. Одним из осужденных, кстати, был самый известный в мире ловелас — Джакомо Казанова.

Проплывая под Мостом вздохов нужно непременно поцеловать свою вторую половину
Проплывая под Мостом вздохов нужно непременно поцеловать свою вторую половину

 

Флориан. Старейшее кафе Европы

«Флориан» распахнул свои гостеприимные двери в 1720 (!) году. Уже почти триста лет «Флориан» принимает многочисленных туристов и местных жителей. Кафе считают старейшим в Европе и первым баром Венеции, куда разрешили заходить женщинам.

Кроме своей истории Флориан знаменит и своими высокими ценами
Кроме своей истории Флориан знаменит и своими высокими ценами

Его посещали многие знаменитости: лорд Байрон, Джакомо Казанова, Жан-Жак Руссо, Карло Гольдони, Эрнест Хемингуэй и нобелевский лауреат Иосиф Бродский. В прошлом это заведение называлось «Триумфальная Венеция» и было известно, как место встреч художников, литераторов, музыкантов. В те времена, как и сейчас, гости «Флориана» сидели на многочисленных скамейках, с чашечкой кофе  или бокалом аперитива, глядя, как вечернее солнце садится  за купола Сан-Марко.



Если Вы считаете, что эта статья была полезна, нажмите ПОДЕЛИТСЯ в любой из соцсетей. Спасибо.

Опубликовано admin в категории "Венеция", "Северная Италия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *