Колизей Рима: подробная экскурсия

История Колизея уходит в прошлое на 2000 лет. В 68 году н. э. печально известный император Нерон, жестокий диктатор, управляет Римом и всей империей. Вопреки советам Сената он обложил огромными налогами римских горожан. Деньги идут на строительство огромного дворца в центре Рима, украшенного бронзовой статуей самого Нерона высотой 36 метров. Но жёсткий налоговый режим Нерона озлобил людей по всей Империи, и в Иудеи это спровоцировало бунт.

Содержание:

Веспасиан. От изгнанника до Императора

Готовясь подавить мятежную провинцию, он пригласил генерала, который долго был в немилости, человека который сделал себе имя при завоевании Британии. Генерала звали Веспасиан. Нерон возвращает Веспасиана, чтобы оставить иудейский бунт, поскольку Веспасиан не соперник ему.

Это был скромный человек в немилости, поэтому не воспринимался как потенциально опасный соперник. Веспасиан двигает войска в Иудею и строит огромную стену вокруг города Иерусалима. Но годом позже Нерон теряет власть. Сенат объявляет Нерона врагом народа. Чтобы избежать казни, тот кончает жизнь самоубийством.

Три императора после Нерона приходят и утопают в крови. Империи срочно нужен новый сильный лидер. Мощные легионы в Италии провозглашают новым императором Веспасиана. Зов простирается через римские провинции от Дуная до Египта и Сирии и наконец, доходит до Веспасиана в Иудее. Веспасиан триумфально входит в Рим, но он еще должен завоевать сердца римлян.

Веспасиан готовит огромный проект, что бы угодить толпе. Вместо дворца Нерона он готовится построить величественный амфитеатр. Хлеба и зрелищ, таков был рецепт поддержания мира в Империи. Рим был одним из самых огромных городов мира. Более миллиона человек заполняли его улицы и дома. Если только один из двадцати жителей был спортивным фанатом, это уже требовало стадиона на 50.000 человек. И так Веспасиану нужна была величайшая гладиаторская арена, которая когда-либо задумывалась.

Но Колизей должен был выполнить еще одно предначертание, он строился также, для того чтобы помочь семье Веспасиана Флавия увековечить новую династию. Веспасиан хотел иметь семейный династический монумент, поэтому намерения императора по поводу названия Колизея простые, он должен был называться амфитеатр Флавия.

Монументальная арена на дне озера

Веспасиану требовались около 2 гектаров земли для фундамента. Но часть дворца Нерона была на склоне холма, а южнее располагался храм Клавдия. Единственное место, которое подходило для строительства, было занято озером. Казалось, планам Веспасиана не дано было осуществиться. Его решение было как обычно амбициозным, он просто уберёт озеро. Перед тем как инженеры Веспасиана могли начать возводить Колизей, им требовалось осушить озеро размером более пяти футбольных полей. Археологи обнаружили, что строители прорыли громадный ров вокруг озера.

В конце концов, они осушили озеро через существующие каналы, сбросив воду в реку Тибр, более чем в километре оттуда. Но даже теперь, когда озеро было пустым, проблема не была решена, нужно было найти способ остановить его наполнение дождевой водой. Решением стала обширная сеть каналов, которые будут непрерывно отводить воду от здания, пока оно строится. Таким образом, инженеры Веспасиана создали систему дренажных каналов протяжённостью более 3 километров. В конечном счёте, вода оказалась в огромном римском коллекторе, клоаке Максима.

Заложив фундамент, Веспасиан мог начать возводить стадион. Ему нужны были две вещи в невиданных до этого количествах: рабочая сила и деньги. Но расточительный Нерон разорил Империю, а стремление Веспасиана к трону значительно сократило его финансы. Единственное, что он мог предпринять, обратить людей в рабство и разграбить храмы. Веспасиан находился на распутье, ему отчаянно нужны были деньги, чтобы построить Колизей, но увеличение налогов повернуло бы обычных римлян против него. К счастью для него его сын Тит до сих пор осаждал Иерусалим, известный своими храмовыми сокровищами.

В сентябре 70 года нашей эры Тит пошел на штурм города. После ожесточённого сопротивления Иерусалим был захвачен. Римляне разграбили сокровищницу Храма, и все богатства оказались в руках Веспасиана.

Пленные шли десятками тысяч из Иерусалима. Распространено поверье, что именно они и строили Колизей. Однако маловероятно, что была возможность перевести огромную рабочую силу в 30 тысяч человек и заставить их строить Колизей. Пришлось бы слишком долго обучать их. Реальную ценность для Веспасиана представляли деньги. Тридцать тысяч иерусалимских пленников вошли в Рим в кандалах. Их выставили на общественных торгах и продали на аукционе.

Предположительно четверть населения Рима была привлечена к строительству тем или иным образом. Они должны были построить амфитеатр достаточно большой и крепкий, чтобы вместить 50.000 человек.

BannerFans.com

Как на самом деле строили Колизей

Важнейшим элемент строительства Колизея были арки, способные выдерживать большой вес. Дизайн арок был гениально прост, клиновидные блоки составляли полукругом на две колонны. Это позволяет колоннам держать огромную массу здания и поскольку пространство между колоннами пусто, это сокращает вес всего сооружения.

Арки будут повторяющимся элементом по всему зданию Колизея. На внешнем кольце 80 гигантских арок 7 метров в высоту составляют огромное кольцо по периметру. На этих арках стоят другие 80 арок, на них в свою очередь третий ряд, всего 240 арок. Колизей это целая арочная композиция.

Организация потребовавшаяся, чтобы достичь такого мастерства в инженерии была феноменальной, но даже здесь у римских инженеров была припасена пара хитростей. Для них строительство было массовым производством. Стандартизация, это основа эффективного строительства Колизея. Например, римляне строили арки и их повторяли снова и снова бесчисленные толпы строителей. Такое разделение здания давало им возможность иметь множество бригад без особых навыков. Таким образом, тысячи чернорабочих, работавших в Колизее, могли строить свои секции при минимальном контроле с уверенностью в том, что их труд будет повторяться по всему зданию.

Идея повторения была основой проекта Колизея. Архитекторы совместили два театра, чтобы создать один большой и круглый, который греки называли «амфитеатр». Гигантская арена с внешним кольцом из 80 арок. Внутри инженеры Веспасиана планировали ещё шесть концентрических кругов и арок, нисходящих к центру Колизея. Пространство между центральными кругами заполнялось необработанными блоками вулканического туфа, легкого и гибкого строительного материала. Это стало основой верхней части сооружения.

Но даже для здания с арками требуется огромное количество камня. Более 200 000 тонн известняка использовалось для строительства Колизея. К счастью его залежи были практически в пригороде Рима в тивольских каменоломнях в 35 километрах. Здесь были залежи природного известняка известного как «травертин», который мог быть нарезан и отправлен в Рим.

BannerFans.com

Благодаря каменным аркам здание Колизея стало возможным, но оно было настолько большим, что строители столкнулись с очень сложной задачей. Сделанная полностью из камня огромная арена Веспасиана могла рухнуть под своим весом.

75 год нашей эры. Колизей строится уже 5 лет, и теперь масштаб проекта становится ясным. Но здание только тогда получается, когда хороши строительные материалы. Древний известковый раствор был очень слабым и уязвимым для стихий. Но римская изобретательность справилась с этой проблемой, смешав вулканический песок и известь, что легко победило старый раствор. Они называли ее «опус цементум», мы называем ее «бетон».  

Использование бетона коренным образом изменило римскую архитектуру. Он такой податливый, что может принимать разнообразные формы, что и привело к такому отменному качеству Римской архитектуры. Его главное достоинство – изменчивость. Бетон был гораздо прочнее обычного известкового раствора. Быстросхватываемый, водостойкий и намного легче камня.

Бетон также использовали для строительства  площадки под сидения. Это позволяло сделать наклон сидений разным на разных уровнях, что бы сделать их максимально удобными для посетителей.

Таким образом, зритель на задних рядах имел хороший вид на арену над людьми, сидящими перед ним. Но расположение сидений имело и другое назначение. Сидения в Колизее, как и в любом другом развлекательном здание в мире римлян, подчинялись иерархии. На передних рядах стадиона был подиум, где римские сенаторы имели свои места. Позади них на 9 террасах из мраморных сидений сидели всадники, римские предприниматели. Многие из них были из семей сенаторов. Еще выше сидели обычные граждане на 20 или 30 террасах. Это, возможно, был предел изначального амфитеатра Веспасиана. Но его сын добавил пятый ряд деревянных террас, где размещались самые бедные римские граждане.

Колизей это больше, чем просто спортивная арена, это модель тогдашнего римского общества. То место, где сидели римляне, говорило об их положении в римской иерархии. Каждый мог оглядеться и увидеть население Рима, сидящего там, где ему положено сидеть.

Но на ранних этапах строительства инженеры Веспасиана боролись с более существенными проблемами. Бетон подходил не для каждого вида работ, и римляне нуждались в более легком, но таком же прочном материале. То, что они придумали настолько просто и обыденно в нашей современной жизни, что мы уже даже этого не замечаем. Тогда же это была революция в строительстве, римляне изобрели красный кирпич.

Римляне обычно использовали терракоту, красную глину, добываемую по всему Средиземноморью, что бы делать кровельную черепицу. Потом они начали экспериментировать. Римляне сняли черепицу с крыш и использовали ее как отделочный материал. Это привело к новым возможностям в строительстве, до этого не существовавшим. В Колизее это очевидно как нигде более, кирпич здесь повсюду.

Колизей состоит из более чем миллиона кирпичей. Чтобы работать быстро, римлянам нужно было производить кирпич в огромных количествах. Римляне производили кирпичи на заводах по всему городу, их называли «фабрика». За две тысячи лет до Генри Форда римляне придумали конвейер. Строительство Колизея напоминало хорошо отлаженный механизм. Пока строились верхние этажи на нижних тоже кипела работа. Украшение сводов, роспись, отделка и так далее. Проект Колизея поглотил весь Рим более чем на десятилетие и в итоге прожил значительно дольше своего создателя.

Открытие величайшего амфитеатра Древнего мира

В 79 году нашей эры император Веспасиан, человек, чья дальновидность сделала мечту реальностью, умирает. Пока Рим скорбит о потере своего любимого императора, его сын Тит садится на трон. Он решает, что великий амфитеатр его отца откроется через год. Новый император установил рабочим нереальный срок.

Строители Колизея спешат закончить стадион к началу знаменующих его открытие игр. Они преуспели только частично. В 80 году нашей эры через 11 лет с момента заложения первого камня римский Колизей открывается. Что действительно привлекло общее внимание так это масштаб. Все поклонники спорта в Риме желали видеть игры, посвящённые открытию, и десятки тысяч человек толпились вокруг стадиона. У северо-западного угла Колизея в тротуар вкопаны пять ограждений, остатки древней системы управления толпой. Это чтобы удерживать людей перед уходом, и направить их прямо к нумерованным воротам в арках самого Колизея.

Прямо как у современного зрителя у каждого римлянина, пришедшего на игры, был билет, «табел». Номер билета показывал, к какому входу в стадион нужно было подойти. Даже сегодня можно увидеть номера, вырезанные в камнях над входами.

Каждый вход предназначался для конкретного сектора Римского общества и чем важнее человек, тем проще было ему добраться до своего места. Император входил через богато украшенные ворота с Южной стороны. Их позже заменили на подземный проход прямо к дворцу. Другой большой вход напротив позволял членам римского магистрата пройти в ложу напротив арены. Этим входом также пользовались и сенаторы, они были на ступеньку ниже в иерархии, но тоже наслаждались видом с первого ряда

В каждой четверти стадиона три входа были отведены для всадников. Внутренний коридор и короткий лестничный пролет приводили их к местам. Обычным гражданам Рима приходилось пропускать их, прежде чем воспользоваться остальными 14 воротами, чтобы подняться на несколько лестничных пролетов на террасы. Между тем беднякам приходилось подниматься на 138 ступенек, чтобы добраться до деревянных лавок на самой вершине.

Стены внутри Колизея сейчас обнажены, но тогда в день открытия они были раскрашены яркими цветами для того чтобы усилить ощущение яркости и пространства внутри здания. Коридоры стадиона были испещрены не только красками. Куда бы ни пошли посетители, они бы везде слышали крики разносчиков продающих все виды товаров, сувениры, еду, заключающих пари. Самый ходовой товар были гладиаторы. Прямо как сегодняшние спортивные звёзды гладиаторы становились товаром. Мы находим изображения гладиаторов на римских светильниках, на амулетах, даже маленькие игрушки в виде гладиаторов.

Это громадина выделяется на фоне Рима, мечта императора Веспасиана превратилась в самый впечатляющий амфитеатр, который когда-либо видел мир. Более 50000 человек могли тесниться на сидениях Колизея. Согласно одному источнику до 87000 человек могли поместиться в нём, это больше чем в большинстве современных стадионов.

Летом на террасах становилось невыносимо жарко, до 40 градусов по Цельсию. Инженеры императора должны были придумать способ загородить публику от солнца. Здесь появилось гениальное решение разработанное римлянами, тент из брезента, названный «навес». У Колизея был огромный навес, подвешенный на 240 мачтах стоящих в опорах вокруг вершины стадиона. Скорее всего, он  висел на жердях или верёвка, связанных вместе верёвкой посередине, образуя  дыру, сквозь которую солнце светило на арену.

Вся система управлялась тысячей моряков отозванных с флотов в Мизенуме и Равенне. Никто не увидит складывающуюся крышу подобную этой ещё 2000 лет.

Через год как Тит стал императором, он официально открывает Колизей. Его отец Веспасиан выиграл трон, а Тит просто его унаследовал. Ему нужно заработать расположение людей. Воспользовавшись моментом, он объявляет о начале игр, столь торжественных, что они вдохновляли поэтов. Открытие Колизея было невероятным, поскольку игры длились сто дней.

Для современного зрителя это кровожадное зрелище, но для римских граждан это было развлечением высшего сорта. Открывающие игры поставили рекорд причудливости и некоторые полагают, что Тит даже затапливал Колизей, чтобы устроить морские битвы. Доказательством служат записи очевидцев, которые собраны в книге поэта Марциала. Но это предположение спорно, что бы создать глубину необходимую для кораблей, нужно было гидроизолировать огромную площадь. Скептики указывают на то, что не было найдено следов гидроизоляции.

Гипогей, подземная фабрика развлечений под Колизеем

Что бы представления в Колизее были еще зрелищнее, через пять лет он был реконструирован. Под ареной создали масштабный подземный комплекс, гипогей. Эти подземные лабиринты, выполнявшие функции кулис, подняли игры на новый уровень. Пока публика жаждала крови, сотни гладиаторов спешили занять свои позиции, оружейники готовили оружие, монтировались декораций и рабы выполняли тысячи дел для того чтобы шоу на пропитанных кровью песках над ними продолжалось. Эти пески по-латыни назывались «харена» откуда и пошло слово «арена».

Но не только гладиаторы населяли этот освещённый факелами мир. Это был дом для тысяч экзотических животных, привезённых со всех уголков Империи, чтобы быть убитыми для забавы. Битвы со зверями были напряженными, с одной стороны подгоняемые животные, с другой специально обученные сражаться с дикими животными людьми, бестиарии.

Но битвы со зверями выполняли не только развлекательную функцию. Привлекательно было, по всей видимости, то, что животных привозили в Рим издалека. Это было проявлением имперского могущества. Можно было увидеть нубийского гиппопотама, североафриканских слонов и страусов, пантер с востока Римской империи, собранных вместе на этой арене. Многих животных держали в прочных загонах в подземелье, и доставляли на арену, используя хитрую систему подъемников. Дрессировщики загоняли животных в лифты, находящиеся в каждом коридоре. Затем поднимали их, после чего выгоняли через дверь на арену.

В развалинах гипогея видна масса шахт, подъемников разделенных арками. Тут были деревянные платформы, управлявшиеся лебедками, которые могли поднимать и животных и гладиаторов. Все система состояла из более, чем 60 люков и 30 подъемников. Теперь люди и животные могли появляться по всему Колизею. Неизвестно когда они появятся, сколько их будет, как часто они будут появляться, всё это элемент приключения. И всё это было устроено, чтобы оживить главное событие, бои гладиаторов.

Нетрудно понять привлекательность гладиаторов. Для римлян эти бои насмерть были лучше любого соревнования, к тому же они были символичные.  Имена гладиаторов, это либо имена врагов Рима, либо мифологических персонажей. Некоторые гладиаторы были одеты и вооружены как древние враги, чтобы воссоздать эпические битвы, другие разыгрывали мифологические истории. Это всё делалось для того чтобы римляне гордились своим имперским статусом и мощью.

Например, Мирмилло был тяжеловооруженный фехтовальщик с большим щитом, его шлем изображал морское существо, в честь которого он был назван. Его регулярно выставляли против Ретиария, который был вооружён как рыбак с трезубцем и сетью. Фракиец был известным варваром, который сражался против Рима. Самнит был другим старым врагом Рима. Эти легковооружённые члены горного племени досаждали Республике, когда Рим распространял свое влияние по Италии.

Символичность других, таких как устрашающий секутор, потерялась со временем. Это был самый тяжеловооруженный из всех, но чтобы это компенсировать, его шлем ограничивал обзор. Каждый из этих типажей сражался против определенного противника, предположительно равного ему по силе.

Все гладиаторы были рабами, многие были приговоренными преступниками или военнопленными. Несмотря на это, они были чрезвычайно популярны в Риме. На рисунках, обнаруженных в Помпеях, поклонники запечатлели победы своих героев, совсем как это делают футбольные фанаты сегодня. Но, несмотря на всё героическое обаяние, роль гладиатора была проста, умереть во имя развлечения.

У римлян игры не вызывали отвращения также как сегодня не вызывают отвращение фильмы ужасов. Это то, что они смотрели с удовольствием, на что они продолжали и продолжали ходить. Колизей не утрачивает популярность сотни лет и это их заслуга. Игры были неотъемлемой частью римского общества. Они вершили правосудие, укрепляли социальное устройство и вновь подтверждали римское превосходство над миром. Но для обычного римлянина, они были просто хорошим времяпрепровождением.

Колизей одно из величайших и самых зрелищных достижений инженеров древности. Он стал основой проектов для стадионов не только в Римской империи, но и во всей истории. Многие убеждены, что его первоначальный дизайн никогда не был превзойден. Он простоял более 2000 лет и стоит по сей день такой же величественный. Как доказательство амбиций и мастерства Римской империи.



Если Вы считаете, что эта статья была полезна, нажмите ПОДЕЛИТСЯ в любой из соцсетей. Спасибо.

Опубликовано admin в категории "Рим", "Центральная Италия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *